Оптимизация налогов в рознице


#18. Оптимизация налогов в розничном бизнесе. Курьезы из практики

Региональные розничные сети, и это закономерно, становятся для ФНС полигоном для обкатки нового подхода к выявлению искусственного дробления. Мало региональной рознице сжимающегося спроса, давления федералов, так еще и роль подопытного кролика для налоговой придется на себя примерить.

Впрочем, эта последняя и очень незавидная роль действительно закономерна и обусловлена как раз первыми двумя головными болями: падающий спрос (а вместе с ним и рентабельность) и, в меньшей степени, федералами.
Начну с последних. Не так давно участвовал в круглом столе, где представители объединения розничных продавцов жаловались: мол, большая розничная компания должна работать на общей системе налогообложения, а эти (средний и малый бизнес) раздробились и недобросовестно конкурируют с крупным бизнесом, уменьшая налоговую нагрузку. Очевидно, что высказывание это было не случайным, а, напротив, выношенной позицией. Я, лично, не вижу в этом недобросовестной конкуренции. Не берем в расчет крайность, когда торговые залы расчерчивают маркерами: смотри не пересекай — тут у меня один ИП, а там — другой. Если бизнес изначально строится так, чтобы магазины по площади укладывались в ЕНВД, это совсем другое дело, это иначе устроенный бизнес. Он потребует хозяйственной изворотливости: заказного торгового оборудования, например, для максимальной выкладки товарной матрицы.

Экономический потенциал «точки» на 150 кв. м также, мягко говоря, отличается от потенциала магазина в 10 тыс. кв. м. Если говорить о множественности юридических лиц для формирования сети магазинов, применяющих «упрощенку», то и здесь взамен, казалось бы, очевидной налоговой выгоды собственник получит целых ворох управленческих проблем, в том числе и рисков, сопряженных с владельческим контролем. Таким образом дополнительная выгода в виде налоговой экономии неизбежно будет уравновешена повышенными предпринимательскими рисками, за которые, к слову, несет ответственность собственник бизнеса (в виде драконовских правил субсидиарной ответственности), а уж вовсе не фискальный орган. Так что все честно.
Но на это налоговый орган внимания не обращает, хотя стоило бы.

Вторая причина — падающий спрос и рентабельность — как раз и подталкивает небольшие сети любым способом заполучить спец.режимы: не ЕНВД, так «упрощенку». И, надо отметить, заставляет это делать далеко не самым лучшим образом. Кроме того, добившись «вкусных» налоговых режимов, розничный бизнес натолкнется на следующий пул проблем.

Типовые ошибки при оптимизации налогов в розничной торговле и примеры решений — в 18 выпуске #ОткрытыйБизнесКурс.

***
Некоммерческий проект #ОткрытыйБизнесКурс — видеогид из 30 серий по безопасности для владельцев среднего бизнеса в России. Все, что необходимо знать о налоговой оптимизации, защите активов, владельческом контроле и отношениях между собственниками.

Еженедельно, в открытом доступе, с превосходной графикой. Для удобства работы с материалом каждая серия сопровождается текстовой версией на www.dk.ru/taxcoach

Фейсбук Ярослава Савина www.facebook.com/savin.yaroslav
Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH www.taxcoach.ru/
Скачать бесплатно нашу книгу о налогах www.taxcoach.ru/taxbook/landing/

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.